Церковь, город и век. История храма у Соломенной сторожки

Церковь святителя Николая у Соломенной Сторожки находится непосредственно между Ивановским проездом и Ивановской же улицей. Она из новых- появилась в 1997 г. Но это точная копия церкви, построенной еще в 1918 г. по проекту знаменитого Федора Осиповича Шехтеля.

Правда, сто лет назад она была не совсем здесь, на изначальном месте давно вырос огромный жилой дом. Храмы из дерева — для России редкость. На отшибе, в провинции- бывают, и Кижи нам всем памятны, но в московском жилом квартале? Да еще творение известнейшего русского архитектора. Да еще и предмет его гордости- сам Шехтель не раз называл храм у Соломенной Сторожки своей лучшей работой.

Всего два десятилетия после восстановления побыл силуэт храма украшением парка «Дубки» и окрестностей. Теперь его загородили хозяйственной постройкой. По высоте она сопоставима с храмом, а по ширине его превосходит. Жаль, что никто не озаботился вопросом гармонии. Как будто неважно, насколько архитектурный шедевр вписан в городскую среду.

История Никольской церкви интересна не меньше, чем ее внешний вид. Храм построен на средства 675-й Тульской пешей дружины — она была тут расквартирована в Первую мировую. Газеты тогда писали: «Представляя собой археологическую ценность как собрание редчайших икон, этот храм является в то же время первой в России церковью-памятником переживаемых событий». Церковь предназначалась исключительно для духовного окормления пехотинцев, хотя часть денег дали местные дачники.

После революции храм сделался приходским. Разумеется, не от хорошей жизни: новые власти закрывали одну церковь за другой. Число прихожан возросло до двух тысяч — при том что Никольский храм был рассчитан всего на сотню человек. И вдобавок строился как летний.

Шехтель видел необходимость переделки храма, укрепления стен и фундамента. Кому, как не ему, было знать, что помещение строилось с несколько иными за дачами и параметрами. Он обратился в строительную комиссию с докладом. Там были такие строки: «Кроме технических мер для поддержания жизнеспособности этой летней, легкой постройки, я очень настаиваю на том, чтобы украсить храм внутри росписью. Сделать его радостным и благолепным, чтобы его полюбили прихожане и, может быть, удовольствовались без новой церкви. Весь бело-светлый внутри, с райскими цветулями, он должен очаровать их».

Но именно вот этого «очарования» большевикам было точно не надо. Никаких улучшений, конечно, не последовало. В тридцатые храм закрыли, отломали звонницу и шатер. Некоторое время он побыл женским общежитием, исправно создавая проблемы для милиции: нравы проживающих были слишком далеки не только от христианских идеалов, но и от моральных норм тех лет. А в 1960-е храм снесли.

Алексей Митрофанов

Фото: pastvu.com


Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на nash-sever.info с указанием источника в тексте материала. Под использованием понимается любое воспроизведение, распространение, доведение произведения до всеобщего сведения, перевод и другая переработка произведения и другие способы использования, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации.


© 2014- Газета “Наш Север”

Наверх

Закрепите на Pinterest