Краевед Евгений Плисс: каким историческим здания Савеловского района грозит снос
После сноса бывшего училища художественных ремесел на Вятской улице, 37 «Наш Север» решил выяснить, какие еще исторические здания в Савеловском районе не имеют охранного статуса и могут быть так же снесены в любой момент. Об историческом наследии района «Нашему Северу» 11 ноября рассказали муниципальный депутат Денис Олешкевич и краевед Евгений Плисс.
Одно из самых известных исторических зданий Савеловского района, так и не получившее охранный статус, — «Изба на Масловке». Это последняя сохранившаяся деревянная дача Петровского парка, построенная в начале XX века. Сейчас она стоит посреди типовой советской застройки.
«До 1960-х там находилось около 300 элитных дач, скорее похожих на городские усадьбы. Их все снесли за 20 лет. Не осталось ничего, кроме избы», — рассказывает Плисс.
В архиве краевед выяснил, что на ее чертежах стоит подпись известного архитектора Георгия Кайзера. «С помощью нехитрых украшений кровли сделали такой асимметричный модерн и сверху пристройку с зимним садом и смотровой башней. Кайзер сделал проект в неоклассическом стиле, а построили асимметричный модерн. К сожалению крыша со всеми выкрутасами сгорела в 1980-х». По словам краеведа, в главном доме сдавались в аренду квартиры со всеми удобствами, поэтому дача сохранилась.
Заявкой на получение охранного статуса избы занималась гид-экскурсовод Юлия Дмитрюкова. Краевед Плисс вместе с депутатом Олешкевичем подняли архивные документы. Но их заявку трижды отклонили.
При этом им не отказывали в охранном статусе: «В ответе нам не писали, что дача не представляет ценности, потому что их можно на этом поймать, а присылали формальные «отмазки». Например, просили предоставить заверенные копии документов из архива.
Но заявители сдаваться не собираются. «Мы еще не сделали все, что могли, хоть и три раза заявку отклонили», — говорит Плисс. Для того чтобы в четвертый раз подать заявку, они еще раз должны съездить в архив, чтобы найти недостающие документы.
Еще одно важное историческое здание, формально никак не защищенное от сноса, «Центральная клиническая психиатрическая больница» на ул. 8-е марта. Врач-психиатр Федор Усольцев в начале 20 века выкупил дачный участок и построил частную лечебницу. Больницу окружал деревянный забор в стиле русского модерна, построенный точно по эскизам Врубеля, который там дважды лечился, рассказывает Плисс. Написанные в лечебнице картины художника хранятся в Третьяковской галерее. «На территории больницы есть почти уничтоженная церковь, которую вроде бы тоже рисовал Врубель, и два деревянных дома, фасады которых выходят на ул. Восьмого марта». Здания не имеют охранного статуса.
Также в Савеловском районе есть несколько объектов 1930-х г. постройки, в том числе электрическая подстанция. Здание возвели по проекту архитектора Даниила Фридмана на месте снесенного Никитского монастыря.
По словам краеведа, в Москве любой исторический объект, который не стоит на охране, могут снести.
Так, на Ленинградском проспекте, где Плисс проводит экскурсии, за 10 лет, по его словам, исчезла пятая часть исторических объектов.
Чтобы найти применение историческим зданиям сегодня, некоторые их них можно перепрофилировать. Денис Олешкевич приводит пример удачного перепрофилирования шелкопрядной фабрики и фабрики красителей на Вятской ул., 27. Сейчас там находится в бизнес-парк «Фактория» — комплекс из 17 строений высотой от 2 до 5 этажей. Однако во время ремонта, говорит депутат, «часть историчности потерялась»: прорубили новые окна, повредили кирпич.
Снос здания бывшего училища художественных ремесел 5 октября вызвал бурную реакцию жителей района. На его месте планируется построить детскую поликлинику. Муниципальный депутат Денис Олешкевич присутствовал во время сноса и снял видео.
Любовь Алтухова
Фото: lumbermoscow.livejournal.com