Волонтеры нашли майолику под слоем штукатурки на фабрике «Свобода»

Краеведческая ячейка «Гэнгъ» и помогающие краеведам волонтеры уже несколько недель собираются по выходным, чтобы отмывать барельефы на фабрике «Свобода» в Савеловском районе. 2 октября волонтеры во время работ неожиданно обнаружили, что барельеф «Девушка с тюльпаном», ранее считавшийся гипсовым, оказался майоликовым. Краевед Евгения Твардовская рассказала «Нашему Северу», почему мозаика на проходной фабрики представляет ценность для Савеловского района.

Находка обнаружилась после очистки барельефа парогенератором. По предположениям реставраторов, майоликовыми могут также оказаться капители, орнамент колонн и ратуш над входом в магазин фабрики.

Фото до/после

Евгения Твардовская, шеф-редактор сайта «Хранители наследия», рассказала «Нашему Северу», почему фабрика «Свобода» — знаковый объект архитектуры для Савеловского района, и почему волонтеры продолжают свою работу, несмотря на предстоящий снос фабрики.

Евгения Твардовская

Евгения, расскажите, что ценного в здании проходной, которое очищают волонтеры?

Дело в том, что таких мозаик становится все меньше и меньше. Здание проходной и мозаику можно ориентировочно отнести к 1965 году. Да, возможно, это рядовые объекты для своего времени. Но сейчас для Москвы все это представляет ценность, потому что здания с такими артефактами просто сносят, их все меньше и меньше. Тем более для Савеловского района, где сохранилось не так много исторических зданий. Но в то же время район имеет свою историю: у нас есть пожарная башня (Пожарная часть № 3 — прим. редакции) в Петровско-Разумовском проезде, БЦ «Фактория», ДК Мельникова, и в этот контекст вполне можно вписать мозаику на проходной фабрики «Свобода».

А есть какие-то предположения, кто автор найденной мозаики?

Авторство мы пока не установили. Отсутствие указаний на автора довольно типично для времени создания мозаики. То, что она носит такой абстрактный характер — довольно необычно, потому что зачастую советские здания украшались мозаиками с конкретными сюжетами.

«Свободу» планирую сносить. Как лучше всего перенести найденные артефакты?

Знаете, перенос — это всегда утрата, ведь мозаичное полотно, как и любой памятник, создается для определенного места, контекста. Сейчас на Вятской улице остался Административный корпус парфюмерной фабрики Товарищества «А.Ралле и К» (с 1930 г. — фабрика «Свобода»), 1899 года постройки, авторства архитектора Дидио. Это здание тоже очищали волонтеры. К этому зданию пристроена часть, выполненная в стиле модерн, далее идет советская проходная, потом опять ограда в стиле модерн. Это очень интересное и уникальное стилистическое сочетание. Но при сносе весь этот ансамбль будет разбит, и никакого единого впечатления уже создаваться не будет.

Может «Инград» захочет сохранить мозаику, ее наверняка можно будет вписать в проект будущего жилого комплекса. Есть также вариант перенести найденное полотно на Флакон или Факторию.

Что вы планируете делать, чтобы сохранить мозаику?

Сейчас я пытаюсь выяснить, кто был автором мозаики, потом попробую поговорить с застройщиком о сохранении. Я попытаюсь сделать все, что от меня зависит, потому что для истории нашего района сохранение мозаики на проходной — очень важно.

Напомним, на территории косметической фабрики «Свобода» девелопер «Инград» планирует построить жилой комплекс, а производство будет переведено в промзону на северо-востоке Москвы. «Наш Север» направил запросы в «Инград» и Мосгорнаследие, чтобы выяснить, когда именно начнется снос фабрики, и каково будущее найденных объектов искусства.

Фото: «Наш Север», hraniteli-nasledia.com, Иван Молодцов

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на nash-sever.info с указанием источника в тексте материала. Под использованием понимается любое воспроизведение, распространение, доведение произведения до всеобщего сведения, перевод и другая переработка произведения и другие способы использования, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации.


© 2014- Газета “Наш Север”

Наверх

Закрепите на Pinterest