«Он постоянно писал доносы». Историк архитектуры об Алабяне и памятнике ему на Соколе

Уже скоро на Соколе откроется памятник советскому архитектору Каро Алабяну. Об этом 9 октября писал «Наш Север». Новость взволновала жителей района: москвичи традиционно очень трепетно относятся к установке новых или сносе старых памятников. Историк архитектуры Александра Селиванова рассказала, кем был Алабян и стоит ли ему ставить монумент в столице.
В комментариях к нашей заметке нашлись как сторонники, так и противники установки памятника. «Могли бы немного в другом ключе написать о том, что мнения разделены, что есть как противники, так и защитники, что есть им спроектированные дома, любимые народом, и есть отстоявшие свой Поселок художников от его посягательств в 30-х годах», — написала в комментариях к заметке наша читательница Татьяна Кондашова. «Львиная часть статьи — негативное описание личности Алабяна. А между тем, этот „партийный архитектор“ (цитата) — один из авторов Генплана Москвы: той самой Москвы, утрату которой мы все сейчас оплакиваем», — заметил читатель Павел Саксонов.
«Наш Север» поговорил с историком архитектуры, старшим научным сотрудником Музея Москвы Александрой Селивановой о личности Алабяна и том, нужен ли ему памятник в Москве. В 2018 году она создала петицию, в которой требовала от правительства Москвы отказаться от его установки.
Александра, расскажите, кем был Каро Алабян?
Алабян — архитектор партийного круга с большими привилегиями благодаря связям с Анастасом Микояном со времен Гражданской войны. Человек, имевший большие амбиции и явные организаторские способности, он по сути переформатировал профессиональное архитектурное сообщество в конце 1920-х годов.

Он поднял на щит партийность, а не профессионализм в архитектурном деле, собрал вокруг себя единомышленников.

Кто были эти люди?
Чаще всего это были люди не особо талантливые и образованные, но с большими амбициями. Они по сути возглавили созданный Союз советских архитекторов (ССА), а Алабян стал его ответственным секретарем. Он уничтожил горизонтальную структуру, которая существовала до него, и представляла собой множество разных профессиональных архитектурных сообществ, группировок, которые участвовали в конкурсах.
Алабян возглавил партийную ячейку ССА и стал постоянным информатором Лазаря Кагановича. Так как Каганович, будучи первым секретарем Моссовета, очень интересовался архитектурой и хотел руководить всем, что строится в городе, Алабян был его постоянным источником информации. В середине и второй половине 1930-х гг. он постоянно писал доносы о том, что происходит в мастерских, кто как работает, кто «свой» человек, а кто нет.
Это были именно доносы?
Часть писем Кагановичу лежит в архиве Союза архитекторов Российского государственного архива литературы и искусства. В них Алабян информировал об обстановке в мастерских. Например, о том, что мастерская Константина Мельникова «практически не выполняет никакой работы», «это не наш человек» и так далее. «Предлагаю поменять руководителя в мастерской». Это называется словом «донос».

О коллеге Андрее Бурове на собрании партгруппы ССА 2 сентября 1936 года:
«Мы за хулиганство по одному будем бить, а за контрреволюционные выступления его будем бить по-иному». (РГАЛИ, Ф.674, оп.8, ед.хр.3, л. 172 об)

Кто-то стал жертвой этих доносов?
Деятельность Алабяна привела к тому, что гениальный архитектор Мельников был лишен возможности работать, потерял мастерскую и заказы. Оставшуюся часть жизни он прожил в нищете, преподавая в третьестепенном вузе.
Другой гениальный архитектор, известный во всем мире, Иван Леонидов не смог реализовать ни одного проекта, кроме лестницы в санатории в Кисловодске. Он до конца жизни клеил другим архитекторам макеты.
Все это — результат деятельности Каро Алабяна.
Такая «война архитекторов» закончилась к 1937 году. Тогда провели Всесоюзный съезд архитекторов, на котором тексты выступлений несогласных с Алабяном архитекторов писали их партийные заместители. А по сути это были доносчики, приставленные к каждому архитектору и собиравшие сведения о происходящем в мастерской. Так остатки оппозиции Алабяну лишились право голоса.

«То, что делает [архитектор Георгий] Гольц и несколько человек повторяют за ним, это вообще вне предела архитектора… эти люди до сих пор нами не разоблачены», — Каро Алабян на заседании партгруппы ССА 5 марта 1937 года. (Фонд 674, оп.2, ед.хр.20, л.36)

Какое у Каро Алабяна творческое наследие в Москве?
Его главный объект и памятник самому себе — Театр Красной (Российской) армии в Мещанском районе Москвы. Это, на мой взгляд историка архитектуры, далеко не шедевр. Я воспринимаю Театр Красной армии, который чудовищно неудобен в функциональном отношении, скорее как архитектурный курьез. Алабян получил этот заказ тоже не путем открытого честного конкурса. И, несомненно, Алабян рядом не стоял ни с Мельниковым, ни с Леонидовым, ни с братьями Весниными, ни с [Моисеем] Гинзбургом. Я могу с ходу назвать пару десятков архитекторов, которые для Москвы значат гораздо больше.
Какую альтернативу памятнику Алабяну вы можете предложить?
Если говорить про архитекторов 20-го века, то, конечно, Константину Мельникову. Однозначно. Странно, что в Москве есть памятник Ле Корбюзье, швейцарскому и французскому архитектору, и почему-то нет многим советским архитекторам этого периода. Много кому можно поставить памятник, в том числе на Соколе.
Все, кто интересуется архитектурой 20 века, в том числе мировые звезды, знают Ивана Леонидова. Например, [ирано-британский архитектор, лауреат престижной архитектурной Притцкеровской премии.] Заха Хадид называла его одним из своих основных источников вдохновения наряду с [художником] Казимиром Малевичем. Это человек трагической судьбы, незаслуженно забытый на длительное время. Ему не хватает какого-то следа. Есть мемориальная доска на его доме на Гоголевском бульваре, памятник был бы уместен.
Братья Веснины — их наследие связано с живописью, авангардным театром и архитектурой. Только переулок их имени раньше был, сейчас он называется Денежный. Они отмечены в городе только на территории бывшего «ЗИЛ».
[insert page='podpisyvajtes-na-nas' display='content']

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на nash-sever.info с указанием источника в тексте материала. Под использованием понимается любое воспроизведение, распространение, доведение произведения до всеобщего сведения, перевод и другая переработка произведения и другие способы использования, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации.


© 2014- Газета “Наш Север”

Наверх

Закрепите на Pinterest