Тимирязевский: Спасти и сохранить

История защиты культурного наследия района
В Тимирязевском районе в прошлом и позапрошлом веках работали гениальные зодчие — от Николая Леонтьевича Бенуа, получившего за здание Петровской академии орден Св. Владимира III степени, до Бориса Михайловича Иофана, построившего общежития и корпуса вдоль Лиственничной аллеи.
Неподалеку, в районе знаменитой Соломенной Сторожки, появился на свет самый известный представитель авангарда в архитектуре — Константин Мельников.
«Зайдем в дом его жизни. Гений постоянно „оббивался“ об углы — не потому ли свой дом он построил круглым? А может, это воспоминание о кирпичных башнях замка Петровско-Разумовского, возле которого прошло его детство? Там он мальцом пел в хоре. Потом учился иконописи. В детстве в его обязанности входило накачивать воду, наполнять ведра и поить коров и лошадей. Не от цинковых ли ведер осталась у него навеки любовь к цилиндрическим формам, в том числе и к малым кривоарбатским цилиндрам?» — писал Андрей Вознесенский, сам учившийся на архитектора, в знаменитой книге перестроечных времен «Прорабы духа».
Но мало построить здание, важно его сохранить со всей начинкой, чтобы новые поколения чувствовали те исторические импульсы, что посылает нам пространство.
В идеале памятники архитектуры ставят на государственную охрану вместе с окружающим ландшафтом, подробно прописывая, что конкретно подлежит увековечиванию. Например, в составе «комплекса поселка научных работников» (ЖСК «Соломенная Сторожка») охраняются 13 зданий. В Москве это порядка 8100 объектов, какие из них относятся к нашему району?
Как все начиналось
Из последних ценных приобретений реестра — знаменитый остановочный павильон на Красностуденческом проезде, последнее воспоминание о «паровичке», ставший недавно памятником регионального значения. На объекте уже начались реставрационные работы.
По плотности объектов культурного наследия Тимирязевский район уверенно лидирует в САО.
Само здание Петровской академии было поставлено на охрану еще постановлением Совмина РСФСР «О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР» от 30 августа 1960 года. Тогда «оценили» лишь дворец 1865 года, ферму и грот, но со временем список расширялся.
Постановление стало настоящим прорывом: была систематизирована информация по десяткам регионов СССР. В постановлении честно признавалось: «Неудовлетворительно поставлена пропаганда памятников культуры, недостаточно раскрывается их идейно-художественное содержание… Мало появляется статей в газетах и журналах, посвященных популяризации памятников… Слабо ведется работа по привлечению населения и особенно молодежи к активному участию в охране и пропаганде памятников культуры».
Есть что защищать
Сейчас в нашем районе под охраной государства находятся следующие объекты: парк с прудами, грот в парке, четыре скульптуры «Времена года», дендрологический сад Шредера, здание усадьбы (корпус аудиторий, ферма, флигель дворца), дом-причта при разрушенном храме Петра и Павла, комплекс метеорологической обсерватории (включая ледник 1910 года постройки), здание Института удобрений, памятник А.Н. Костякову, манеж усадьбы, памятники М.К. Турскому, Д.Н. Прянишникову, В.Р. Вильямсу, К.А. Тимирязеву, жилой дом Вильямса, построенный в 1872 году, южный и северный служебные флигели, дом П.И. Лисицына, лабораторный корпус ВНИИ холодильной промышленности.
Некоторые из них, подобно дому Вильямса, являются лишь выявленными памятниками.
Несомненно, список памятников в районе должен расширяться. Это вполне по силам районным активистам. Лишняя «бумажка» от государства позволит сохранить первозданный облик района. Понятно, что из-за многочисленных проблем сфера охраны памятников часто отходит на второй план, но многие приходят в независимое гражданское движение именно через градозащиту.